PRO Волгоград

Волгоград — город на юго-востоке европейской части России, административный центр Волгоградской области. Город-герой, место битвы за Сталинград. Город с 1589 по 1925 годы носил название Царицын, а с 1925 по 1961 годы — Сталинград.

В Волгоградской агломерации, в которую входят города Волжский и Краснослободск (расположенные на противоположном берегу Волги) и прочие населенные пункты, 1517 тыс. человек. Город протянулся примерно на 60 км вдоль реки Волги. Благодаря своему выгодному географическому положению Волгоград занимает важные стратегические позиции в социально-экономическом развитии Юга России.

Промышленный комплекс Волгограда представлен преимущественно тяжелыми отраслями производства.

С 2000—2001 годов наблюдался рост объемов производства.

Численность населения города на 1 января 2015 года составила 1 017 451 человек.

Экономическое состояние региона

По основным экономическим показателям наблюдается рост по отношению к уровню 2014 года. Объем инвестиций крупных и средних организаций города на развитие экономики города составил только 89,2% к показателям 2014 года.

Оборот розничной торговли в действующих ценах возрос на 6,7% к 2014 году, общественного питания – на 7,1%. Однако эта динамика обусловлена галопирующей инфляцией – цены на товары и услуги на потребительском рынке выросли в среднем на 13,2% к декабрю 2014 года. В товарной массе оборот торговли составил 91,2%, оборот общественного питания в сопоставимых ценах – 95,8% к уровню прошлого года, объем платных услуг, оказанных населению крупными и средними организациями города, сократился в действующих ценах на 4,4% вследствие сокращения доходов населения, потребительского кредитования и склонности населения к накоплению сбережений.

Уровень официально регистрируемой безработицы по Волгограду по сравнению с прошлым годом возрос на 0,25 процентных пункта и составил 0,98%.

Среднемесячная заработная плата работников крупных и средних предприятий города увеличилась на 5% и составила 29922,8 рубля. Уровень реально располагаемых денежных доходов населения (с учетом роста потребительских цен), напротив, существенно снизился – на 4,4%.

Темпы развития экономики Волгограда в 2015 году в целом соответствуют темпам развития  Волгоградской области и частично - Российской Федерации. В отчетном периоде в городе наблюдается рост к уровню прошлого года объема промышленного производства, снижение инвестиций, реальных доходов населения, что характерно для общероссийского тренда.

Офисная недвижимость

-- общая характеристика, баланс спроса и предложения

Волгоград занимает одно из последних мест по объему ВРП среди городов-миллионников и имеет самый низкий объем качественных офисных площадей среди них. В 2015 году новых объектов на рынке не появлялось. Общий объем качественных офисных площадей составляет  89 тыс. кв. м, из которых  большая часть приходится на помещения классов С и D.

-- ставки аренды, динамика
Средние запрашиваемые ставки аренды находятся на одном из самых низких уровней среди городов-миллионников. Для офисов класса "А" - от 8,7 тыс. до 10,9 тыс. рублей за 1 кв. м в год, для офисов класса "В" - от 6,3 тыс. до 8,8 тыс. рублей за 1 кв. м в год.

-- цена продажи, динамика

Минимальное значение, рублей за 1 кв. м в год - 20,9 тыс. рублей.
Максимальное значение, рублей за 1 кв. м в год - 90,6 тыс. рублей.

-- крупные сделки по продаже офисных площадей, цена продажи

Состояние экономики региона и рынка качественных офисов делают его непривлекательным для инвесторов. Сделки в качественном сегменте отсутствуют                 

-- замороженные объекты, причины;

Так и не были введены в эксплуатацию  крупные объекты-долгострои: БЦ "Глобал – Сити" (69 тыс. кв. м – офисная площадь) и БЦ "Конкорд-Плаза" (34 тыс. кв. м – офисная площадь).

-- новые проекты (таблица)

Объект

Адрес

Площадь

Дата открытия

БЦ Мономах

Ул. Профсоюзная, 5а

 

6 тыс. кв. м

2016

БЦ Москва Плаза

проспект В. И. Ленина, 52/1

 

6,96 тыс. кв. м

2017

-- прогноз, ожидаемые тренды

В 2015 году планировалось завершить строительство бизнес-центров "Мономах" (6 060 кв. м) и "Москва Плаза" (6 968 кв. м), однако эти проекты из-за влияния кризисных тенденций так и не были реализованы. Эксперты предполагают, что данные объекты будут введены в эксплуатацию в следующем году, что, возможно, привлечет новых инвесторов и новый бизнес в регион. Для города важно появление качественных офисных площадей, поскольку сейчас рынок занимают в основном объекты класса C и D. Ценовая динамика будет зависеть от того, насколько высоким будет спрос на появившиеся в центрах класса "A" офисы. В случае практически полной заполняемости новых площадей, стоимость арендной ставки в данном сегменте может незначительно вырасти, подтянув за собой и цены на офисную недвижимость в целом.

Торговая недвижимость

-- общая характеристика, баланс спроса и предложения

Несмотря на снижение потребительского спроса (реакция на кризисные явления) и увеличение объема вакантных площадей, в секторе торговой недвижимости Волгограда сохраняются достаточно высокие цены. Так, стоимость кв. м по сравнению с предыдущим годом в среднем увеличилась на 4%.

Среди городов-миллионников России Волгоград занимает 10 место по обеспеченности торговыми площадями. Тем не менее, подчеркивают эксперты, именно здесь (а также в Уфе) за последние 5 лет объем предложения качественных торговых площадей увеличился более чем в 2 раза.

Самым новым и крупнейшим торговым центром города является "Акварель" (общая площадь – 121,8 тыс. кв. м, арендуемая – 92,1 тыс. кв. м), открытый в феврале 2013 года; после этого качественные объекты торговой недвижимости не вводились.

Складская недвижимость

-- общая характеристика, баланс спроса и предложения

Объем качественных складских площадей составил чуть более 100 тыс. кв. Аналитики отмечают
дефицит качественных складов; основу предложения составляют низкокачественные промышленные объекты. Присутствие крупных розничных сетей в регионе ограничено.

-- ставки аренды (в долларах за кв. м в год)

Среднерыночные ставки аренды составили 2,8-2,9 тыс. рублей за кв. м в год (не включая НДС, операционные расходы и коммунальные платежи).

-- крупные сделки по аренде складских площадей, ставка аренды (в долларах за кв. м в год)

2 кв. 2015 -  "Мегаком" (оператор мобильной связи) – аренда 7,2 тыс. кв. м в складском комплексе на ул. Домостроителей, 15

-- прогноз, ожидаемые тренды

Новое строительство в регионе не планируется. Активность потенциальных арендаторов (крупных ритейлеров) не наблюдается.

Гостиничная недвижимость

-- общая характеристика, предложение (кол-во гостиниц, номеров, присутствие международных операторов)

В 2015 году Волгоград находится на втором месте среди региональных городов России по количеству открывающихся сертифицированных гостиниц. Активнее отели возводятся лишь в Уфе. Всего за отчетный период в Волгограде планировалось открыть две брендовые гостиницы - Park Inn (150 номеров) и Hilton Garden Inn (157 номеров), однако последней  затянулось. Также завершилась реконструкция гостиничного комплекса "Волгоград", которая началась еще в 2010 году

Яркий тренд:  многие отельеры избавлялись от своей собственности, поскольку ввиду постоянно ухудшающейся макроэкономики иссякал поток туристов, а стоимость коммунального обслуживания объектов выросла в среднем на 10-15%. Точечные промежутки вроде Дня Победы и других крупных для Волгограда событий, когда спрос на гостиничные услуги резко увеличивается , влияния на общую статистику практически не имели.

-- сданные объекты (таблица)

Объект

Адрес

Площадь

Дата открытия

Park Inn, Волгоград

 

149 номеров

2015 год

-- новые проекты (таблица) 

Объект

Адрес

Площадь

Дата открытия

Hilton Garden Inn

Пр.им. В.И.Ленина

157 номеров

2016

-- прогноз, ожидаемые тренды

Ближайшие годы вряд ли будут характеризоваться активным строительством гостиниц в городе, считают эксперты. Причиной тому послужит целый ряд общенациональных трендов - дальнейшее падение цен на нефть, массовый отток капитала, ослабление национальной валюты. Для гостиничного рынка Волгограда ситуация осложняется тем, что отечественные компании практически не строят гостиницы работающие под всемирно признанными брендами, а активность иностранных инвесторов кризис снизил сильнее всего. Впрочем, в 2016 году взамен уже известных компаний на российский рынок могут прийти новые участники, например, игроки из Азии и фонды национального благосостояния. То есть через несколько лет в городе могут появиться отели азиатских или ближневосточных операторов. Опасение аналитиков вызывает готовность города к чемпионату мира по футболу 2018 года: Волгограду не хватает объема номерного фонда для размещения болельщиков, организаторов, волонтеров и т.д. Местные чиновники уверяют, что эта потребность будет перекрыта, но эксперты не спешат верить этим словам.